Особенности развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру младших школьников

Развитие ребёнка, воспитание у него позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, формирование позитивной позиции — сложный педагогический процесс. В основе его лежат гармоничное развитие чувств, эмоциональной и экзистенциональной сфер ребёнка и воспитание на этой основе гуманистических качеств личности.
Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения является одной из главных задач развития младших школьников. Именно в этот период ребенок под чутким руководством взрослых, начинает ощущать свою взаимосвязь с окружающими людьми и с миром в целом.
Перед педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее благоприятных условий для того, чтобы у младшего школьника сформировалось и развивалось позитивное эмоционально- ценностное отношение к сверстникам, к взрослым людям, к окружающему миру в целом. Значение такого отношения ребенка к миру трудно переоценить, так как оно строится на осознании человеком себя как части всего живого и позволяет ему определить приоритеты в мире общечеловеческих ценностей.
Когда психологи обращаются к изучению личности, то первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое — вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности. Тем не менее, основой этого личностного многообразия являются эмоции и чувства. Эмоции – постоянный спутник человека, оказывающий постоянное влияние на все его мысли и деятельность. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир.
Развитие чувств тесно связано с развитием у детей младшего школьного возраста позитивного эмоционально — ценностного отношения к окружающему миру. Развитие эмоциональной сферы ребёнка и воспитание на этой основе его чувств является первостепенной задачей. Основными аргументами являются следующие идеи.
Человек как субъект практической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него. Действуя, он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающими. Он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций. Чувство человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.
Отношения ребенка к миру имеют ценностную окраску. Эмоционально-ценностное отношение к окружающей действительности исходит от индивидуальности каждого человека, ребенка, школьника.
Эмоционально-ценностное отношение можно предварительно в чисто описательном феноменологическом плане охарактеризовать несколькими показательными признаками. Во-первых, в отличие, например, от восприятия, которое отражает содержание объекта, эмоционально-ценностное отношение выражает состояние субъекта и его отношение к объекту. Во-вторых, оно обычно отличается полярностью, т.е. обладает положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль и т.п. В дисциплинах педагогического цикла сущность позитивного эмоционально — ценностного отношения раскрывается в основном через категории «ценностные ориентации», «личностный смысл», «гуманистическая позиция» и т. д.
Итак, в обобщенном смысле, позитивные эмоционально — ценностные ориентации — это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначительного, несущественного. Развивая позитивное эмоционально-ценностное отношение, необходимо учитывать, что гуманистическое развитие личности представляет собой сложный и многогранный процесс, который подвержен не только внешним воздействиям. Не менее важно, какое внутреннее отношение складывается к этим воздействиям. Эти отношения определяются той системой ценностей, которая складывается еще в детстве.
Сущность развития в младшем школьном возрасте позитивного эмоционально -ценностного отношения, характеризуется тем, что:
-чувства становятся всё более сознательными и мотивированными; -происходит эволюция содержания чувств, обусловленная, как изменением образа жизни, так и появлением нового вида деятельности: школьная деятельность; — меняется форма проявлений эмоций и чувств, их выражение в поведении, во внутренней жизни младшего школьника; — возрастает значение формирующейся системы чувств и переживаний в развитии личности младшего школьника.
В рамках констатирующего эксперимента нами диагностировался уровень сформированности позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников с применением ряда методик («Экологический светофор», «Радости и огорчения», «Животное благодарит и сердится»). С их помощью мы пытались выяснить, какие ценностные нормы имеют дети в отношении животного мира, имеют ли дети необходимые знания в области экологии. По результатам констатирующего эксперимента выявлено, что в большинстве случаев преобладает средний уровень представлений о позитивном эмоционально- ценностном отношении у младших школьников: дети частично помогают родителям ухаживать за домашними животными, но редко используют свои знания для помощи животным или совсем этого не делают. У 25% опрошенных проявился высокий уровень.
Первичная диагностика позволила нам подобрать систему средств по корректированию ценностных норм младших школьников. Нами были проведены в ходе формирующего эксперимента серия уроков и внеклассных мероприятий, направленных на развитие позитивных ценностных ориентиров детей, эффективность которых подтвердила контрольная диагностика, которая выявила изменения в уровне сформированности позитивного эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников.
Так, уровень сформированности у детей позитивного эмоционально- ценностного отношения повысился и преобладающим стал высокий уровень, реже средний, низкий уровень после проведенной работы отсутствует.
Проведенное исследование позволило нам сделать вывод о том, что процесс формирования и развития позитивного эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру у младшего школьника будет проходить более эффективно, если — будет строиться в соответствии с этапами; — учитывать эмоциональный аспект личности как основную функцию и одно из основных средств воспитания позитивного эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медицинский портал
Добавить комментарий