
О причинах этого пока еще скромного успеха и дальнейших задачах кардиослужбы МедНовостям рассказал член-корреспондент РАМН, заведующий отделом проблем атеросклероза НИИ кардиологии имени А. Л. Мясникова РКНПК Валерий Кухарчук.
Смертность
Прежде всего следует сказать о некоторой условности отечественной статистики. В категорию сердечно-сосудистой смертности попадает много смертей от других причин. Любую смерть, кроме насильственной, можно назвать «сердечной», ведь у человека останавливается сердце.
Половина всех умерших кардиологических пациентов гибнет от инфаркта и его осложнений, сюда же относится и внезапная сердечная смерть. Ещё около 40 процентов — это инсульты, ишемические и геморрагические. Таким образом, в основе 90 процентов смертей лежит атеросклероз сосудов — коронарных артерий при инфаркте и артерий мозга — при инсульте.
Оставшиеся 10 процентов смертельных исходов связаны с другими, более редкими заболеваниями сердечно-сосудистой системы (кардиомиопатии, пороки сердца, заболевания периферических артерий).
Прогресс
За минувшие четыре года работы работа врачей, пожалуй, стала более целенаправленной. Заработала система квот. Появились современные медицинские центры на периферии, в частности в Сибири. Пациентам не надо, чуть что, ехать в Москву. И это позволило добиться определенного прорыва. Будущее — в реализации осуществляемой сейчас федеральной программы по созданию центров высоких медицинских технологий.
Теперь и в регионах делают много серьезных операций на сердце и сосудах. Система работает достаточно эффективно. Да, пациенту необходимо обращаться в органы управления здравоохранением, но, как правило, все организационные проблемы удаётся успешно решить.
Уже сейчас большую активность развивают центры в столице, Петербурге, Новосибирске, Красноярске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Саратове, Самаре и многих других крупных и даже небольших городах.
Четыре-пять лет назад у нас, в НИИ кардиологии имени А Л. Мясникова, проводилось не более трехсот операций в год. Сейчас у нас каждый день по три операции на открытом сердце, с искусственным кровообращением. Рентгеноэндоваскулярных вмешательств (стентирование и др.) на коронарных артериях мы сейчас проводим в год более полутора тысяч, а раньше делали не больше четырехсот.
При увеличившемся объёме работы появляются кадровые проблемы. Для работы с использованием современного оборудования нужны высококвалифицированные кадры, которые не подготовишь в одночасье. Когда местные органы здравоохранения принимают решение о закупке дорогого оборудования, нужно одновременно подумать, кто на этом оборудовании будет работать, и начать с подготовки соответствующих специалистов.
Это не так просто, и дело не только в деньгах. Чтобы подготовить специалиста, нужно, чтобы молодой врач много занимался практической деятельностью. Проще говоря, хирург должен оперировать каждый день.
И наконец, чтобы лечебная работа приносила результат, врачи должны придерживаться мировых стандартов и нормативов, к чему, в общем, мы идём.