Как построить культуру позитивных эмоций

В истории своего развития психология изучала преимущественно негативные стороны человеческого поведения: депрессии, агрессия, раздражительность, психоз и психопатическое поведение. Так было до тех пор, пока в 1998 году Мартин Селиман (Martin Seligman), который к тому времени возглавил Американскую психологическую ассоциацию, вдохновил движение по изучению позитивных человеческих моделей поведения.
Позитивная психология или психология сильных сторон человека значительно повлияла на разные области знаний, например, не сформировалось направление по изучению сильных сторон человеческого поведения в области обучения, здравоохранения, детского развития, взаимоотношений в обществе. Позитивная психология показала, насколько важны такие эмоции как надежда, удовольствие, счастье, юмор, восхищение, радость, гордость и вовлеченность при развитии сильных сторон личности.
Так какое же воздействие положительные эмоции имеют на профессиональную деятельность человека? Когда мы переживаем положительные эмоции, мы становимся более восприимчивыми и гибкими, мы рассматриваем больше возможностей, чем мы рассмотрели бы, находясь в расстроенных чувствах. Мы более эффективно подстраиваемся под требования окружающей среды и, кроме того, мы способны расценивать вызовы и трудности как новые возможности, а не как угрозы и проблемы.
Позитивные эмоции не только делают нас способными креативно подходить к решению проблем. Они побуждают нас держаться открытого стиля общения, задавать вопросы и с пониманием относиться к собеседникам, делая успешными наши переговоры. В то же время мы начинаем чувствовать больший контроль над собственными действиями, мы работаем с больше отдачей и меньше зависимы от других в процессе работы.
Плюсы, приносимые положительными эмоциями, выходят за границы того, что называется «просоциальное поведение» — взаимодействие и альтруизм. Получается, что, создав атмосферу, в которой люди будут испытывать положительные эмоции, мы можем укрепить компанию. Другими словами, мы можем развить стремление людей помогать друг другу в процессе работы и работать «по максимуму», когда того требует ситуация. Все больше и больше исследователей считают, что organisational citizenship — организационная культура, в которой сотрудники привержены своему работодателю – это основное отличие наиболее прибыльных компаний от остальных.
Когда на море штиль, механизм положительных эмоций работает исправно, но каким образом эти эмоции смогут воздействовать на нашу эффективность работы в периоды трудностей? Дело в том, что когда мы переживаем положительные эмоции, мы готовы работать больше на нашими заданиями, особенно над теми, которые нам по душе, и которые мы считаем важными для компании.
Вероятно, самым значимым показателем наличия положительных эмоций и отношений на работе является удовлетворение работой. Исследования показывают, что удовлетворение работой напрямую влияет на уровень эффективности работы. И влияние это довольно сильно. Например, исследование, проведенное среди производственных предприятий, показало, что средний уровень удовлетворенности работой среди персонала предприятия приводит к соответствующему уровню продуктивности и прибыльности этого предприятия. Похожее исследование проводилось и в медицине: была установлена прямая зависимость между средним уровнем удовлетворенности своей работой медицинских сестер в госпитале и удовлетворением пациентов госпиталя от лечения и обслуживания и, самое главное, их состоянием здоровья.
Одним из ключевых элементов позитивной психологии является оптимизм, который, как показал Селиман и его последователи, играет важную роль в человеческом поведении. Оптимисты не только меньше болеют и легче восстанавливаются после болезни, они еще и живут дольше.
Оптимизму можно научиться. Оптимисты не просто все время улыбаются, они по-другому смотрят на реальность, например, оптимисты редко закрываются в себе, они стараются двигаться к чему-то более продуктивному. Такие люди уделяют больше внимания негативной информации, исходящей от других относительно их эффективности работы, кроме того, они в большей степени готовы учиться у других людей, так как совсем иначе воспринимают критику. Так происходит, возможно, потому, что они как бы «заблокированы» в своих позитивных эмоциях, они защищены от угрозы негативной информации, по этому они часто воспринимают негативную оценку как двигатель.
Оптимисты большое значение придают рискам, связанным с их работой. Высокой степенью рисков облают такие области как охрана, химическая промышленность и здравоохранение.
Не удивительно, что негативные эмоции, такие как, например, беспокойство и раздражительность отражаются на здоровье людей. Поэтому пессимисты долго восстанавливаются после болезни, страдают слабым иммунитетом. Пессимизм, гнев, апатия, депрессии — это коррозия, которая разъедает организации. Она наносит вред не только организационной эффективности, но и здоровью людей, которые работают в этой компании.
Стратегическая роль HR-подразделения заключается в том, чтобы укреплять культуру позитивных эмоций, давая им возможность повысить эффективность работы компании, сократить текучку кадров и проявлять заботу по отношению к здоровью сотрудников. Культура положительных эмоций – это юмор, положительная обратная связь, доверие и энтузиазм, развитый через социализацию новых сотрудников, информацию, предоставляемую лидерами компании, моделирование отношений в компании. Разоблачение агрессивных e-mail – это только маленький шаг на пути к построению такой культуры. Очень важны признания успеха в работе каждого сотрудника, оценка вклада каждого сотрудника в успех организации.
Идея о том, что для построения эффективной компании нужно концентрироваться на эффективности работы и игнорировать роль эмоций, не состоятельна хотя бы потому, что человек не может избавиться от эмоций на период работы. Позитивные отношения в коллективе и чувство сообщества – это продукт позитивных эмоций.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медицинский портал
Добавить комментарий